Карта инновационного опыта
Инновационный проект
Название проекта (сроки реализации) Внедрение модели програмно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.
2021-2023
ГУО «Дзержинский районный социально-педагогический центр» (согласно уставу)
Руководитель учреждения образования
Макаревич Вацлав Александрович
ФИО полностью
Координатор инновационного проекта
Филюшина Марина Валерьевна, Заведующий сектором поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
ФИО полностью, должность
Консультант инновационного проекта
Смирнова Наталья Викторовна, заместитель директора по учебной работе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук.
ФИО полностью, место работы, должность
Проектный продукт
Обьект инновационной деятельности:
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Предмет инновационной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Методы проведения инновационной деятельности:
Теоритические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме инновационного проекта; изучение нормативно-правового обеспечения;
Эмпирические: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов оказания психологической помощи участникам образовательного процесса; экспертная оценка;
Статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов;
Рекомендации для педагогов
В рамках реализации инновационного проекта "Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждения общего и среднего образования" участникам проекта были даны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания, работающих в условиях инновационной деятельности.
Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
- Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы :
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
- Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
- Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.
- Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».
- Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
- Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.
- Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
- Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
Быть уверенным в себе – это значит:
* Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь
* При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва
* Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие
* Знать свои права и уметь их отстаивать
* Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь
* Уметь сказать "Нет", если нет желания что-либо делать
* Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством
* Верить в себя и свои возможности
* Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься
* Не компенсировать неуверенность агрессией
* Делать комплименты и с благодарностью их принимать
* Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Способы саморегуляции и самовоздействия, связанные с использованием образов.
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множества наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ним связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Чтобы использовать образы саморегуляции, прибегайте к следующему:
-Специально запоминайте ситуации, события в которых вы чувствовали себя комфортно, расслаблено, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
-При ощущении напряженности, усталости сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудь внутри этой ситуации несколько минут; открой глаза и вернитесь к работе.
-Представьте себе конфликтную ситуацию, проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, пульсация). Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
Педагог-психолог М.В. Филюшина