Cектор поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родтелей

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПСИХОЛОГТЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗАМЕЩАЮЩИМ СЕМЬЯМ

Как стать приемным родителем

Как стать приемным родителем

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой об образовании приемной семьи.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно, как правило, превышать 4 человек.

Государство выплачивает ежемесячные денежные средства на содержание приемных детей.

Лиц, создавших приемную семью, называют приемными  родителями.

Семья, в которой супруг (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных и усыновленных, не превышает 10 человек, может образовать детский дом семейного типа.

Приемными родителями или родителями-воспитателями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, так и не состоящие в браке, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;

- лиц, имеющих непогашенную или не снятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

В соответствии с п.21 Положения о приемной семье приемными родителями не могут быть лица, обязанности которых по воспитанию детей (ребенка) вытекают из факта близкого родства детей (ребенка) – братья, сестры, дед, бабка. В то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.

Особенности работы.

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Воспитываясь в приемной семье, ребенок сирота по- прежнему остается стоять в банке данных на усыновление и приемный родитель не может препятствовать усыновлению.

Дети, устроенные в приемные семьи и детские дома семейного типа, находятся там на правах воспитанников и сохраняют право на причитающуюся им пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности).

Приемные родители получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий стаж в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, приемная семья и детский дом семейного типа - это профессиональные формы семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаги:

-обращение в сектор охраны прав детства;

-прохождение медицинской комиссии;

-прохождение диагностики и подготовки в  Дзержинском районном социально-педагогическом центре.

Условия:

-заработная плата педагогического работника;

-зачёт работы в общий трудовой стаж;

-выплаты  пособий на каждого ребенка;

-оплачиваемый трудовой отпуск.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ И ПОМОЧЬ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, обращайтесь в орган опеки и попечительства управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома по адресу: г. Дзержинск, ул.Кирова, дом 10, каб  №11. главный специалист КАНАНЮК ЛЮДМИЛА АНТОНОВНА, контактный телефон 8(01716) 7-64-59 или в  государственное учреждение образования «Дзержинский районный социально-педагогический центр» по адресу: д. Станьково, ул.Парковая, дом 10А,  заведующий сектором поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ФИЛЮШИНА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, контактный телефон 8(01716) 7-47-65

свернуть

Детские способы привлечения внимания

Что вы чувствуете, при взаимодействии с ребенком в той или иной ситуации?

 

Раздражение,

усталость.

 

Злость,

возмущение.

 

Отчаяние,

бессилие.

 

Обида, неприязнь.

Как реагирует

ребенок на вашу просьбу, замечание?

 

Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам.

 

Продолжает настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти

вас, быть хозяином положения.

 

- Что мне делать?

Жалкий вид. Никак не реагирует.

- Оставьте меня в покое.

 

Хочет отплатить

вам тем же.

Вызывает неприязнь к себе.

 

Что говорит

ребенок своим

поведением?

 

Смотрите на меня! Я сделаю так, что меня

заметят или попросят прекратить…

Хочу быть любимым и получать внимание.

 

Со мной будут считаться лишь

тогда, когда вы сделаете так,

как я хочу. Я докажу, что я прав. Вы не будете помыкать

мной.

 

Бесполезно даже пытаться сделать что-либо. У меня

ничего не получается так, как надо. Я вообще больше ничего не буду делать. Я бездарен и глуп.

 

Пусть меня не

любят, и я ничего не могу с этим поделать, но со мной будут считаться, если я отомщу обидчику.

 

Скрытая цель,

Которую преследует ребенок:

 

Добиться внимания

 

Доказать независимость. Власть

 

Избежать провала.

Уклонение

 

Восстановить справедливость. Месть.

 

Как исправить

Такое поведение

 

Не заглядывайте

в глаза, ничего не говорите, дайте ребенку понять, что

любите его, тактильным способом, приступайте к действию

сразу, как только ребенок начнет вас

раздражать.

 

Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь.

Не ввязывайтесь в

ссору, но и не уступайте. Разумным

образом дайте почувствовать ребенку свою самостоятельность

 

Не уговаривать, не показывать

жалости. Вести успеху постепенно.

Ничего не делать за ребенка. Найти ситуацию, где ребенок

ощутит свое достоинство и силу.

 

Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения.

Установите тесный

Дружеский контакт

Научите вашего

ребенка

 

Привлекать к себе внимание

должным образом.

 

Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными. Брать ответственность. Опекать.

 

Доводить дело до конца и преодолевать трудности.

Разбивать задачу на шаги. Ощущать  вои

Истинные способности.

 

Достойно сдерживать свое чувство обиды, объяснять - в

чем не прав другой, а не вымещать на нем свои чувства.

 

 

 

свернуть

Карта выхода из учебных тупиков

Есть проблема.

В чем причина?

Что делать?

Как можно помочь?

1. Ребенок хочет только играть и общаться с приятелями, гулять, заниматься творчеством.

Смысл учебы недоступен для понимания. Личностно незрелый человек. Не развит познавательный интерес. Не сформирована

учебная мотивация.

 

1. Не спешить, дать возможность ребенку внутренне повзрослеть. Постараться создать ему условия для доступных видов деятельности в интересующей его области. Постепенно, шаг за шагом, может осуществиться перенос интереса и в другие области. Такое развитие познавательного интереса еще к чему-то предполагает расширение кругозора ребенка, совместное изучение нового. Ребенку легче

выполнять учебные и развивающие задачи, если они вызывают положительные эмоции. Важно также поддерживать интерес школьника при осуществлении им индивидуального проекта и подготовке его публичной защиты.

Поможет ребенку поощрение фантазирования, в котором проявляются элементы позитивного творчества, с объяснением разницы между фантазиями и реальным успехом, который достигается при определенных усилиях. Необходимо поддерживать ребенка в желании прилагать эти усилия.

 

2. Не интересно. Не находит смысла в учебе: не осознает, в чем лично для него ценность результата учебной деятельности. Педагоги, родители неверно мотивируют ребенка –эмоциональный шантаж, угроза наказания, унижение достоинства.

 

2. Помощь ребенку в целеполагании, показывать связь той или иной его мечты с учебой.

Совместная рефлексия (анализ своих переживаний), в результате чего обнаруживается связь между способами освоения нового, затраченными усилиями и полученным результатом. Обучение приемам самомотивации.

3.Стремление схитрить, увильнуть, оправдать себя – лишь бы не выполнять учебные задания в необходимом объеме. Недостаточно развитое чувство ответственности у ребенка. Не может прилагать волевых усилий для того, чтобы довести работу до нужного результата.

 

3. Работа в тактике содействия: налаживание обратной связи, при которой внимание ребенка устойчиво направлено на свои действия и на реакцию на них другого, рефлексия – «Устраивает ли тебя результат?

Что именно ты делаешь, чтобы достичь результата?». Создание условий для повышения у ребенка уровня притязаний (практика возрастных инициаций, отличительные знаки, дипломы и т.п.).

Обучение навыкам самоконтроля и самооценки – «Какие действия нужно было сделать чтобы выполнить задание? Все ли действия ты выполнил? Верно ли это сделано? Почему ты так считаешь?». Выстраивание отношений с ребенком на основе договора, принятого в культуре.

Каскадные договоренности: от простых и не требующих большого напряжения в выполнении, осуществляемых постепенно и пошагово, до все более сложных и длительных.

Помощь в развитии волевой саморегуляции – спорт, полезные привычки, навыки самоуправления.

 

4. Педагог не может справиться с ребенком, тот очень активный, энергичный, «непоседа», ему тяжело выполнять одно и то же действие в течение даже небольшого времени, не может усидеть на одном

месте.

 

4. Помощь в выработке у ребенка усидчивости и терпения. Обучение разного рода рукоделию, ремеслам, приготовлению сложных блюд и т.п. – то есть тех видов деятельности, где у ребенка может проявляться заинтересованность в отсроченном результате (занятия бисероплетением, складыванием мозаики, собиранием пазлов и т.п.).

 

5.  Ребенок боится отвечать у доски, боится сделать ошибку, получить двойку, боится, что будут смеяться, не будут слушать, что будет плохо говорить, что он не так выглядит, некрасивый (некрасивая), у него не тот рост (слишком большой или слишком маленький), он плохо одет и т.д. Страх парализует ребенка, искажая его представление о реальности, мешая ему адекватно воспринимать себя.

 

5.  Пошагово выполнять пугающую сложную задачу, разбив ее на простые действия. Поддержать ребенка в первом шаге (см. подробнее тактику помощи).

Поговорить с учителями и попросить изменить способ проверки знаний: вместо вызова к доске – письменное задание. В особо сложных случаях – работа с психологом (десенсибилизация, работа со страхами, упражнения для снижения стресса).

 

6. Не умеет учиться, то есть работать с учебником, литературой, готовиться к устным предметам, к контрольным, к экзаменам. Не умеет распределять время, не может сосредоточиться на одном деле, часто отвлекается, невнимателен; медленно читает, не читает вообще; у него плохая память, плохой почерк; не умеет организовать свое рабочее место и т.д.

 

6. Спецкурсы «Учись учиться», «Скорочтение», «Учимся запоминать» и т.п. На дополнительных индивидуальных занятиях возможна целенаправленная постановка общеучебных навыков, их отработка до уровня, позволяющего выполнять задания в одном темпе с другими при работе в классе.

 

7. Ребенок не понимает объяснений учителя: объясняют непонятно для него; пропущено какое-то количество уроков по болезни; плохо усвоен предыдущий материал.

 

7. Организация дополнительных занятий для восстановления пропущенного. Обучать ребенка задавать вопросы учителю, когда что-то непонятно. Перевод на индивидуальный график посещений и изменение образовательной программы.

 

8. Психофизиологическая несовместимость стиля работы учителя и ребенка. Слишком быстрый или медленный темп речи учителя – соответственно ребенок не успевает за речью учителя или «засыпает», и внимание его отключается. Эмоциональная экспрессия

учителя находится в диссонансе с возможностями восприятия ребенка. Например, учитель на уроке чрезвычайно эмоционален, громко говорит, а ребенок совершенно не переносит разговора на повышенных тонах, громких звуков.

 

8. Объяснение учителю особенностей ребенка. В случае невозможности установить контакт - подключение кого-то из других педагогов школы или администрации в качестве посредника, чтобы тот смог наладить обратную связь с педагогом, помог найти выход из ситуации. Смена педагога или перевод занятий с таким учителем в заочную (дистантную) форму обучения – заниматься дома, сдавать зачеты в классе.

 

9. Ребенку не хватает умения внимательно слушать объяснение учителя, как следствие – нарушение дисциплины на уроке, «пропущенный мимо ушей»

учебный материал, затем некачественная подготовка к следующему уроку.

 

9. Развитие умения воспринимать информацию на слух: чтение книг, прослушивание радиопередач, аудиокниг и пересказ ребенком услышанного. Регулярные игры и действия, развивающие внимание, умение сосредоточиться на выполняемой работе.

Расспросы: что сегодня изучали на уроке? И т.п

 

10. Ничего не успевает. Не умеет организовать свое время таким образом, чтобы его хватало на все дела. Постепенно объем долгов становится настолько большим, что у ребенка просто опускаются руки. Предпочитает ничего не делать вообще: все равно не успеть.

 

10. Игры и упражнения на развитие «чувства времени», умение переключаться, концентрироваться.

Сделать хронометраж: несколько дней подряд

записывать все занятия (телефонные разговоры, «ничегонеделание», время, потраченное на еду, на путь в школу и домой и т.д.); проанализировать, куда уходит время. Научиться планировать день разными способами и выбрать подходящий. Использовать «напоминалки». Придумать свою форму органайзера.

 

11. Жалобы на одноклассников. Много пришедших в класс проблемных новичков, задающих негативно-деструктивный стиль общения. Как следствие – смена установок в коллективе, класс не настроен на учебу, а отдельный ребенок не может противостоять коллективу, так как не хочет быть изгоем - «ботаником». Травля ребенка его одноклассниками.

 

11. Более деятельная позиция взрослых, влияющих на отношения в коллективе класса/ школы, работа по совместной с детьми разработке и осознанному применению правил поведения. Обсуждение сложившегося положения с руководством школы.

Переформирование класса с переводом кого-то из детей на индивидуальное обучение.

12. Конфликт с учителями – причина может быть любой, но степень эмоциональной напряженности не снижается, и ребенок не может контактировать с учителем нормально, вести себя адекватно; разрешить конфликт самим сложно для обеих сторон.

 

12. Разрешение конфликта с помощью тактики защиты, педагогической поддержки («буфер», адвокатура, посредничество).

 

13. Резкая смена настроения, головные боли, пониженное либо повышенное давление, общая слабость организма. Плохое самочувствие ребенка, особенно в «переходном» возрасте – во время гормональной перестройки.

 

13. Снижение учебной нагрузки, устранение стрессовых факторов из учебного процесса. Большее внимание к соблюдению ребенком режима питания, смены работы и отдыха, обязательные 30-40-минутные прогулки перед занятиями самоподготовкой в школе, при острой необходимости – обеспечение дневного сна. Переход на домашнее обучение.

 

14. Сложная домашняя обстановка: нестабильные отношения между членами семьи, особенно между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, рождение младшего брата или сестры, большая занятость родителей на работе. Ребенок втянут в конфликт

между родителями. Развод родителей или период перед разводом. «Смена» семьи - мама выходит замуж, и ребенок живет в новой семье с отчимом. Смерть одного из родителей и др.

 

14. Помощь и эмоциональная поддержка для восстановления эмоционального баланса ребенка в школе.

Если есть необходимость - снижение учебной нагрузки, устранение стрессовых факторов из учебного процесса. Помощь в переживании горя и обеспечении безопасности и комфорта в общении с другими.

Дополнительные занятия с психологом. Просветительская работа с родителями. Поддержка в поисках службы семейной психологической помощи.

 

15. Неконтролируемые ребенком состояния, «включающие» интерес к противоположному полу и «выключающие» все другие интересы. Сексуальное просвещение психологически не подготовленного к этому ребенка через СМИ, интернет, фильмы,

рекламу.

 

15. Помощь ребенку в формировании навыков саморегуляции и самоконтроля. Воспитание культуры отношений с противоположным полом через вовлечение подростков в группы досуговой деятельности во второй половине дня и обучение их различным формам клубной работы. Организация дискуссионного клуба, где есть возможность обсуждать прочитанное, увиденное.

 

 

свернуть

Тактики педагогической поддержки

Что такое «тактики педагогической поддержки» и чем они отличаются друг от друга?

В основе педагогической поддержки заложены следующие принципы: каждый ребенок вправе иметь лучшие условия для своего развития, каждый имеет право реализовать себя, раскрывая и развивая свои способности; ребенок вправе знать, как использовать свои внутренние ресурсы и как научиться воплощать свои мечты.

Поддерживая взрослеющего ребенка в сложных ситуациях, но не забирая у него права самостоятельно находить выход из его затруднений, мы воспитываем в нем качества, которые помогут ему быть автором и исполнителем своей судьбы. Рассматривая очередную проблему и помогая ребенку осознавать последствия его решений в отношении себя и других, договариваясь с ним и помогая ему учиться договариваться с другими, мы воспитываем в нем умение ценить и создавать вокруг себя общество людей,  отношения между которыми основаны на взаимном уважении и взаимной ответственности.

Педагогическая поддержка не сводится ни к обучению, ни к воспитанию, хотя по форме и содержанию имеет с ними много общего, она дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку служит своеобразным «мостиком» для перехода к самовоспитанию и мотивированному учению. По мнению многих экспертов, это максимально эффективная педагогическая технология, которая позволяет успешно работать с проблемами ребенка в образовании, и одна из немногих уникальных технологий, дающая ребенку-сироте шанс преодолеть так называемый «синдром сиротства». Педагогическая поддержка осуществляется в четырех вариантах – четырех тактиках, в зависимости от того, в какой ситуации оказался ребенок и как он в ней проявляется: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».

У каждой из тактик есть свои основания, определяющие ее востребованность:

  1. Тактика «Защиты».

Необходима тогда, когда ребенок обоснованно считает себя «жертвой обстоятельств». Это защита от среды, в которой попирается право ребенка на уважение; защита от ситуаций, когда к ребенку жестко предъявляются требования, объективно превышающие уровень его развития; защита ребенка от таких воздействий, как манипулирование и эмоциональное давление взрослых, разрушительно влияющих на него и тормозящих его развитие. Взрослый, используя тактику «Защиты», создает для ребенка пространство свободы для самовыражения и возможности быть самим собой, безопасное пространство для проб и экспериментов.

  1. Тактика «Помощи».

Поддержка любой инициативы, авторства, творчества, для того чтобы творческое начало раскрылось в ребенке. Уделяя внимание ребенку, внимательно выслушивая его, выспрашивая и не торопясь со своими ответами-советами, взрослый дает ему этот шанс. Особенно важно протянуть руку помощи ребенку, активность которого блокирована страхами и неудачным прошлым опытом самопредъявления. Тактика «Помощи» необходима, когда чувство страха и неуверенности в себе приводит к самоблокировке, сдерживанию ребенком своей активности, ребенок находится в эмоциональном и деятельностном тупике.

  1. Тактика «Содействия».

Когда ребенок начинает делать первые самостоятельные попытки, чтобы достичь своей цели, и еще не знает, какие средства для этого выбрать, – нужна страховка поддерживающего педагога. Помочь ему найти лучший способ достижения своей цели можно тогда, когда эти способы известны. Одобряя выбранный им способ, педагог вселяет в него уверенность, в ребенке начинает просыпаться чувство собственного достоинства. Анализируя вместе с ним его действия и результаты, рассматривая решаемую проблему и помогая ребенку осознать неполноту возможностей, выявить ограничения, – мы укрепляем его в самостоятельном поиске и обучении новому, когда из всего культурного богатства он сам может выбрать то, что считает наиболее целесообразным.

Тактика «Содействия» особенно актуальна при решении так называемых «проблем подросткового возраста», когда подросток активен, но его выбор приводит к появлению еще больших и нежелательных для него самого проблем.

  1. Тактика «Взаимодействия».

Сверхцель поддерживающего педагога – создание такого сообщества детей и взрослых, которые свободно проявляют свои творческие возможности и выражают свои взгляды на жизненные ситуации, которые так осуществляют свои цели и организуют деятельность, что не только не мешают друг другу, а напротив, умело взаимодействуют. Тогда мы выступаем на равных с детьми и образуем вместе сообщество, которое может договариваться, согласовывая свои действия, учитывая обоюдные интересы, уважая права других и выполняя обязанности по отношению друг к другу. Зачастую ребенок, столкнувшись с проблемой, не может в одиночку ее решить. Ему нужен Человек, который хочет и может ему помочь. Однако «помощь» со стороны взрослого может оказаться помехой для развития такого важного качества ребенка, как самостоятельность. Известно, что самостоятельности противопоставляется зависимость.

Тактика «Взаимодействия» - это создание условий, в которых ребенок учится самостоятельно осваивать на основе договора новое для себя пространство. Образовательный смысл договора соотносим с организацией квалифицированной помощи в «зоне ближайшего развития». Педагог не решает проблему ребенка «за него», «вместо него», «для него». Они вместе решают эту проблему, при этом ребенок обязан действовать в этом договоре из «зоны актуального развития», то есть ориентируясь на свои интересы и возможности их реализации.

 

Автор концепции педагогической поддержки – российский ученый-педагог О.С.Газман (1936-1996). Тактики были впервые выделены и описаны исследователями-учеными педагогами Н.Н.Михайловой и С.М. Юсфиным. См. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М., 2001.

Если посмотреть на эти четыре тактики в целом, то мы можем заметить, что, используя их, педагог заботится, чтобы ребенок занял деятельную позицию по отношению к фактам своей жизни и в том числе взял на себя ответственность за решение возникающих у него проблем. Как проявляется деятельная позиция?

1) Есть понимание «мне сейчас хорошо/плохо от того-то... и я хочу того-то ...» (Педагог, используя «тактику защиты», дает ребенку возможность переключить фокус внимания на себя, провести самоанализ, понять свои потребности, нужды и осознать свое эмоциональное состояние).

2) Принято решение «я буду искать способ достичь желаемого» («Тактика помощи» пробуждает эту активность, если она заблокирована).

3) Демонстрируется владение способами, которые можно для этого использовать. («Тактика содействия» помогает выстроить отношение к имеющимся способам, дает ребенку возможность оценить эффективность, своего выбора, принять вызов трудной ситуации, которую он может попробовать преодолеть, а так же овладеть новыми способами при поддержке педагога.)

4) Есть желание выйти за рамки сделанного, участвовать в новых, более масштабных проектах, включающих других людей. При этом ребенок находится в согласии с окружающими его людьми. («Тактика взаимодействия» поддерживает ребенка в налаживании договорных отношений с окружающими, что позволяет ему выйти на новый уровень самореализации).

Поддерживающий педагог, находясь в диалоге с ребенком, помогает ему начать действовать, искать наиболее подходящие способы осуществления его задач и помогает во взаимодействии с другими более полно проявиться его личности.

 

свернуть

Диагностический инструментарий в работе классного руководителя с детьми, оставшимися без попечения родителей

Тест «Наедине с самим собой» (об отношениях с родителями):

  1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли ты по «личным делам»?
  3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
  4. Знают ли родители твоих друзей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
  7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?
  8. Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?
  9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
  10. А «Детские праздники»- предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?
  11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
  12. А телевизионные передачи и фильмы?
  13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  14. Участвуете ли вы в прогулках, туристских походах?
  15. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

 

 

Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом «отчасти», «иногда» - одним очком. Если он отрицателен - ноль. Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков - твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 - 20 отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

 

Тест «Незаконченное предложение» (Н.Е. Щуркова).

Цель: определить отношение ребенка к своей семье.  Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.

 

  1. Каждый день я должна

 

  1. Когда я сердита, то я

 

 

  1. Если бы вы знали меня.

 

  1. Моя мама всегда

 

 

  1. Мой отец часто

 

 

  1. Для меня самое лучшее время

 

 

  1. Когда я иду домой

 

  1. Мне кажется мой брат

 

  1. Мне нравится, когда все семья

 

 

  1. Семейный праздник - это

 

Анкета «Семья глазами ребенка»

 

Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях.

 

Фамилия, имя ____________________________________________________

 

Вопросы

Ответы

1.

Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье?

 

2.

Уезжал (а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувство­вала?

 

3.

Интересуются ли родители твоими учебными делами?

 

 

4.

Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе?

 

5.

Посещают ли они школу?

 

 

6.

Помогают ли они школе, классному руководителю?

 

 

7.

Как, по-твоему, они относятся к школе и пед. коллективу?

 

 

8.

Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

 

 

9.

Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет?

 

 

10.

Охарактеризуйте свою семью одним словом.

 

 

11.

Какие праздники в семье ты любишь больше всего?

 

 

12.

Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?

 

 

13.

Есть ли у тебя бабушка или дедушка?

 

 

14.

Каковы твои отношение с ними?

 

 

15.

Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?

 

 

16.

Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее?

 

 

17.

На кого ты надеешься?

 

 

18.

По-твоему, ты будешь счастлив?

 

 

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

 

Ответь на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный Вами вариант ответа.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал: «Завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома». Ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у Вас отменяют уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнего задания?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) нравятся

 

Рекомендации по обработке:

Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выявляет 5 уровней:

1 уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность 25  30 баллов

2 уровень – нормальная школьная мотивация 20  24 балла

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью 15  19 баллов

4 уровень – низкая школьная мотивация 10  14 баллов

5 уровень – негативное отношение к школе, дезадаптация менее 10 баллов

1 и 2 уровень = адаптация

3 и 4 уровень = возможная дезадаптация

5 уровень = дезадаптация

 

Анкета по выявлению жестокого обращения с учащимися

 

Дорогой друг! Будем признательны тебе за искренние и полные ответы!

 

 

 

1. По твоему мнению, насилие – это:

 

Унижение одного человека другим

 

Причинение физического вреда другому человеку

 
   

Подчинение себе другого человека

 
   

2. Как ты относишься к насилию?

 

Осуждаю насилие

 

Отношусь нейтрально

 

Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно

 

Решительно отстаиваю права детей, женщин, мужчин, пожилых людей

 
   

3. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

Физическое насилие

 

Психологическое насилие (пренебрежение нуждами и потребностями другого члена семьи, игнорирование мнения, высмеивание поступков и высказываний и пр.)

 

Экономическое насилие

 

другое

 
   

4. Ты считаешь, наказание детей в семье – это насилие?

Да

 

Скорее да, чем нет

 

Скорее нет, чем да

 

Нет

 
   

5. Какое наказание ты расцениваешь, как насилие над ребенком?

Оскорбление словами

 

Физическое воздействие (побои, порка ремнем, шлепки, нанесение телесных повреждений и т.п.)

 

Лишение удовольствия (карманных денег, прогулки с друзьями)

 

Запрет на деятельность, приносящую удовлетворение

 

Другое (укажи, что именно)

 
   

6. Что, по твоему мнению может быть, причиной насилия в семье?

Жизненные проблемы

 

Неурядицы на работе

 

Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ

 

Склонность личности к насилию

 

Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)

 

Ситуация безысходности и отчаяния

 

Алкоголизм родителей

 

Другое (укажи, что именно)

 
   

7. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

Да

 

Скорее да, чем нет

 

Скорее нет, чем да

 

нет

 

8. Какому виду насилия ты подвергался и где?

 

Физическое насилие 

 

Психологическое насилие 

 

Экономическое насилие 

 

Другое (укажи, что именно)   

 

9. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье?

 

Да 

 

Нет 

 

10. По твоему мнению, есть ли у нас в школе какие-либо виды насилия? (перечисли)

 

Психологическое,

 

Физическое 

 

11. Если есть насилие в школе, то кто или что является его источником?

 

Одноклассники

 

Старшеклассники

 

Учителя

 

Классный руководитель 

 

Другое (укажи)   

 

   12.Куда или к кому, по твоему мнению, можно обратиться за эффективной помощью, если произошло любое из видов насилия в школе?

 

К классному руководителю 

 

К психологу /социальному педагогу

 

К родителям 

 

К инспектору

 

 

 

Анкетирование «Взаимоотношения в семье»

(для учащихся 5-11 классов)

  1. Часто ли тебя хвалят родители?
  • Да
  • Нет
  • Иногда
  1. Как часто у родителей появляется желание обнять, поцеловать и похвалить тебя?
  • Часто
  • Иногда
  • Никогда
  1. Считаешь ли ты своих родителей строгими?
  • Да
  • Нет
  1. Что чаще всего делают родители, когда ты их не слушаешься?…
  2. Ругают ли родители тебя?
  • Да
  • Нет
  1. Родители чаще ругают тебя
  • Несправедливо
  • справедливо
  • Не ругают
  1. Часто ли наказывают тебя родители?
  • Да
  • Нет
  1. Применяют ли родители к тебе наказание?
  • Физическое
  • Психологическое
  • Экономическое
  • Сексуальное
  1. Какие меры наказания применяют к тебе родители?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»

 

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Наказание происходит потому, что __________________________________
  2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___________________________
  3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___________________________
  4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? __________________________________________________________
  5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

__________________________________________________________________

  1. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? _____________
  2. Повысить на него голос? ___________________________________________
  3. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___________
  4. Что раздражает Вас в вашем ребенке? _______________________________
  5. Что раздражает Вас в самом себе? _________________________________
  6. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста: Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл. Шкала суждений: 1 – категорически не согласен; 2 – мне трудно с этим согласиться; 3 – может быть, это и верно; 4. – совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. 2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей. 3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы пре­дупредить его падения и ушибы. 4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути. 5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям. 6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально. 9. Любовью родителей ребенка не испортить. 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни. 11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители. 12. Мать - главное лицо в доме. 13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!» 14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими. 15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей. Итоги: 40 баллов и выше -Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были в семье надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать ею протест, так как чрезмерная опека вашей стороны чревата последствиями. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивает­ся умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них. 25- 40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость. Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и суп­ружеские взаимоотношения. Однако такое отношение к своему ребенку может привести к проблемам во взаимоотношениях с детьми.

 

свернуть

Советы педагогам по взаимодействию с детьми из приёмных семей

  • Обращайтесь с ребёнком тепло и позитивно. После того как ребёнок обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими людьми.Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому могут преодолеть неуверенность в своих силах и боязнь потерпеть неудачу
  • Проявляйте терпение в процессе воспитания.Получить всё и сразу невозможно. Быстро – это не значит «хорошо». Когда между приёмными родителями и ребёнком сформировалась привязанность, темп его развития начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
  • Постарайтесь обеспечить ребёнку оптимальные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребёнка. Посоветуйтесь со специалистами – смежниками (педагогами – предметниками, социальным педагогом, психологом), разработайте индивидуальный подход к ребёнку.
  • Ищите позитив.Никому не хочется делать то, что не получается. Научите ребёнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении
  • Хвалите за усилия, а не за результат.В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребёнка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным.
  • Верьте в ребёнка.Вера взрослых в ребёнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.

 

 

свернуть

Рекомендации для классных руководителей по работе с детьми-сиротами (оставшимися без попечения родителей)

1.Изучить личные дела поступивших  учащихся-сирот и индивидуальные особенности, влияющие на процесс адаптации.

2.Начиная работу с учащимися-сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна педагогическая поддержка, но не стимулирование зависимости от окружающих людей. Проблемы учащихся можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих. Сама жизнь вынуждает искать пути решения социальной адаптации сирот.

3.Познакомить с традициями учреждения образования, нормами взаимоотношений в нём, основными правами и обязанностями учащихся и педагогов. Важно, чтобы ребята поняли, что эти нормы едины для всех.

  1. Необходимо проводить индивидуальные беседы с учащимися. Во время бесед  необходимо создать комфортную обстановку и сформировать доверительные отношения. Можно использовать фразы : «Как хорошо, что мы с тобой здесь встретились», «Я рада тебя здесь видеть», «Надеюсь, что наш разговор будет полезен для тебя, и ты из этой ситуации выйдешь», « Какая твоя версия выхода из ситуации», «Я тебя понимаю», « Я думаю, что ты справишься с этим, а как ты считаешь?» и т.д. В процессе беседы с такими учащимися  хорошо  стимулировать процесс рефлексии.
  2. Контролировать проведение свободного времени, соблюдение режима.
  3. Оказывать помощь в налаживании дружеских связей в классном коллективе, группам по интересам.

7.Проводить работу с учащимися по становлению здорового образа жизни и профилактике противоправного поведения

8.Приобщать к участию в мероприятиях, проводимых  в классе, школе.

9.Изучать культурно-бытовые отношения в коллективе.

10.Создавать условия для занятий по самоподготовке, разумной занятости в свободное время (посещение кружков, спортивных секций, читального зала,  просмотр телепередач и др.)

  1. Оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь учащимся в период адаптации (адаптационный тренинг, коррекционные занятия, тренинг общения, занятия по подготовке к самостоятельной жизни, тренинг ответственного поведения и др.).
  2. Взаимодействие с заинтересованными в жизни учащихся лицами (опекунами, приёмными родителями, родственниками, друзья и др.)
  3. Взаимодействие всех участников воспитательного процесса для обеспечения непрерывности адаптации.

 

свернуть

Система работы классного руководителя с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей

  1. Сопровождение: 
  2. Создание учителем естественной, доброжелательной обстановки, в которой будет развиваться личность ребенка.
  3. Учет возрастных возможностей, опора на интересы ученика.
  4. Ведение классным руководителем социального паспорта на каждого несовершеннолетнего данной категории детей.
  5. Контроль посещаемости школьных занятий, факультативов, развивающих курсов, кружков по интересам, спортивных секций.
  6. Индивидуальные и коллективные беседы и консультации по интересующим детей вопросам.
  7. Привлечение опекунов, родственников к решению проблем успеваемости. 7. Создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей.
  8. Патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи.
  9. Беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста.
  10. Вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально – значимую деятельность.
  11. Содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс.

 

  1. Поддержка и обучение: 
  2. Изучение интересов и склонностей детей - сирот и вовлечение их в кружки, спортивные секции.
  3. Проведение индивидуальных собеседований, тематических мероприятий.
  4. Обеспечение учеников психолого-педагогической и правовой поддержкой. Оказывать помощь в построении взаимоотношений несовершеннолетнего и среды его нахождения.
  5. Формировать качества, необходимые для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения к окружающим.
  6. Развивать мотивацию к успеваемости, к здоровому образу жизни через организацию досуга.
  7. Развивать творческую и общественную активность, способности к самопознанию и самореализации.

 

  1. Применение психолого – педагогических технологий:
  2. информационных технологий,
  3. здоровьесберегающих технологий,
  4. дифференцированного подхода в обучении,
  5. личностно-ориентированного подхода в обучении,
  6. для повышения мотивации обучения у детей - сирот и детей и оставшихся без попечения родителей разрабатывать индивидуальную траекторию развития через индивидуальные творческие задания.

 

  1. Оценка эффективности работы:
  2. Отслеживать динамику уровня учебной мотивации учащихся: (количество учащихся с высоким/сденим/низким уровнем мотивации обучения); динамика превалирующих мотивов учебной мотивации.
  3. Отслеживать уровень удовлетворенности жизнью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Отслеживать уровень тревожности.

 

  1. Оценка качественных показателей успеваемости учащихся:
  2. Отслеживать динамику качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  3. Отслеживать уровень познавательной мотивации.
  4. Проводить мониторинг досуговой деятельностью детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей составляет.
свернуть

Размышление приемной мамы

02.04.2020
«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Оноре де Бальзак
развернуть

 

 

Семья — это главное слово и смысл моей жизни. И каждая семья начинается с любви. Семья, дом, любовь — это то, без чего жизнь человека лишается всякого смысла. Не имея семьи, невозможно быть здоровым и счастливым. Когда это осознаёшь, появляется желание  помочь тому, кто нуждается в семье. Считаю, что наши поступки в взрослой жизни, все родом с детства. Меня воспитывала бабушка, она мне дала всё, но материнскую любовь и отцовскую, не заменит никто. Тяжело осознавать ребёнку, что ты не кому не нужен, ни кто тебя не любит, никто не заботится о тебе, полное безразличие к тебе со стороны родных. Спасибо огромное тем людям, которые мне помогли выжить. Это учителя, соседи, близкие родственники. Ещё в детстве в 10 лет, я пообещала себе, что когда выросту, я помогу кому-то обрести семью. К этой своей цели, я шла 30 лет. И вот в 2006 году от соседки я узнала, что можно стать приёмной мамой. К этому времени мои собственные дети уже выросли и разъехались кто куда. Были ещё силы и большое желание помочь. Обратились в Дзержинский отдел опеки и попечительства. Нам разрешили посещать ребёнка в детском доме в д. Станьково, брать его на выходные и праздничные дни. Так в нашей жизни и семье появился наш первый приёмный ребёнок Петровский Саша. Ему было 8 лет. Мальчик сразу нам очень понравился. И на семейном совете мы решили его взять в нашу семью. Прошли обучение, собрали документы. И вот мы приёмные родители. Я была очень рада и счастлива. Трудности меня не пугали потому, что сбылась моя детская мечта. Через 2 года я узнала, что у нашего “Петрушки” (так его ласково называю) есть родной брат. И что он находится в Жодинском детском доме. Я захотела его увидеть. Но меня отговаривали. Сказали, что он очень больной и я не справлюсь. Но моя большая любовь, желание помочь, все сомнения перекрыли. Так в 2009 году в июне появился Артёмка. Конечно, ребёнок был очень запущенный. Психическое и физиологическое здоровье было ниже нормы. Четвёртая группа здоровья, 2 СУ. ДЦП. Вначале было очень тяжело, это бессонные ночи, накопившаяся усталость, его гиперактивность, нарушение привязанности. Со временем жизнь вошла в своё русло. С Артёмкой мы не расставались. Он учился у нас, мы у него. Несмотря ни на что, он всегда улыбался, всегда шутил. Не было у него не злобы, не обиды ни на кого, он не когда не плакал.

Его маленькая жизнь и судьба в детском доме, как будто его закалила, сделала его крепче. Сейчас всё позади, все эти больницы, операции, реабилитации. Мы смогли это сделать вместе. Пройдя этот тяжёлый путь. Он уже взрослый парень, ему уже 18 лет. Главный помощник. Поможет по хозяйству, моет посуду, убирает в доме, помогает папу с ремонтом машины . Умеет гладить, сам готовит себе завтрак. Все праздники: Новый год, Колядки, Пасху, все дни рождения мы празднуем вместе. Собираемся за большим столом, устраиваем весёлые конкурсы, дарим подарки. Каждый год ездим к бабушке на Радоницу, на Могилёвщину. Убираем могилки своих предков, помогаем бабушке по хозяйству: режим дрова, копаем огород. Ещё мы все вместе любим ездить на природу отдыхать, жарить шашлыки.

Можно подумать что мы вообще не испытали трудностей и препятствий на своём пути. Но это не так, что-то мы уже преодолели, что-то ещё впереди. Эта работа учит ответственности за детей, за их здоровье, за их будущую жизнь. Воспитать — значит напитать ребёнка хорошим, добрым, светлым. Важно, какой фундамент мы заложили. И своё сочинение хочу закончить стихами, которые мне очень нравятся:

Я не буду плакать, не могу сердиться.

Мне нельзя быть слабой и с судьбой смириться.

Я навстречу буре поднимусь упрямо.

Не могу иначе, потому-что мама.

 

Клименкова Валентина Николаевна, приемный родитель 

свернуть
Меню раздела